Величие и стать творения природы и рук человеческих

Имя Георгия Сундукова ассоциируется исключительно с творчеством. Когда в Свирске из скульптур известными были только Ленин у Рудоремонтного завода, «Алёша» возле «ВСЭ» и шахтёр по улице Ленина, Георгий Викторович уже тогда начинал создавать авторские фигуры из снега. Прилегающая территории пожарной части, где он служил, а потом и городская центральная площадь перед новогодними праздниками всегда украшались изделиями его рук. Год от года материалы менялись, техника совершенствовалась, произведения усложнялись. Сегодня к самобытному мастеру обращаются с серьёзными творческими предложениями и заказами.

 Самая свежая его работа – монументальная фигура изюбра – скоро уедет в Черемховский район. Её установят на границе между Кочериково и Михайловкой. Такого величественного сооружения, которое в окончательном варианте будет достигать около семи метров в высоту, мастер ещё не изготавливал.

— Самые дальние сёла Черемховского района – это глухая тайга, где водятся дикие звери, в том числе и олени-изюбры. Поэтому символом и было выбрано это грациозное животное: олень-самец запечатлён в момент, когда он издаёт призывный рёв. Передо мной, как скульптором, стояла задача передать его стать, силу, мощь, устремлённость вперёд. Олень, бесстрашно возвышающийся на высокой скале и подающий голос, словно бросает вызов всей природе и человеку, — рассказывает Георгий Викторович задумку скульптурной композиции.

Георгий Сундуков на фоне своей монументальной скульптуры

Если послушать звук голоса изюбра, он напоминает нечто среднее между рыком льва и мычанием коровы. Зверь вытягивает шею, поднимает голову и начинает «трубить» — так охотники называют звучание голоса рогатого обитателя леса.

Чтобы изготовить столь массивную фигуру автору пришлось выполнять её по частям: тело и голову с рогами отдельно, затем на открытом воздухе собирать в единое целое. Сейчас будущая скульптура состоит из двух элементов – фигуры оленя и камня-скалы, на котором он будет установлен уже на месте. На весь процесс изготовления ушло шесть месяцев. Георгий Викторович рассказал, что особое внимание при создании оленя уделял соблюдению пропорций тела, рогов животного, текстуре шерсти и, конечно, композиционной составляющей. Например, чтобы передать структуру рогов, Георгий специально попросил у охотника половину рога, изучал углы, количество веток и по оригиналу старался создавать свой вариант главного украшения животного. Ведь для оленя рога сродни короне, а она должна быть совершенной красоты. Чтобы передать шерсть, пришлось применять специальные лопаточки разных конфигураций – мастихины. Вот почему оленья шкура получилась близкой к оригиналу: на боках, ногах – мех короткий и он передан короткими, частыми лепесткообразными мазками, на спине – шерсть длиннее и мазки более глубокие, объёмные, на шее у оленя мех густой и длинный, как грива – и здесь объём передан путём глубоких борозд. Большую роль сыграла покраска: чёрный с бронзовыми переливами цвет, особенно на солнце, играет, придавая фигуре объём.

— Главным является даже не шерсть, а передача стати животного, а её можно достичь только путём сохранения физиологии: костей, суставов, мышц. Прежде чем приступить к работе, я пересмотрел сотни фотографий, искал такие, где хорошо просматривается строение животного, — рассказывает скульптор.

Образ камня-скалы художник позаимствовал у «Медного всадника». Только там постамент напоминает корпус корабля, с мощным выступом впереди, напоминающим нос судна, и острой задней частью, резкими срезами, здесь же скала более округлая, с мягкими переходами, что не лишает её основательности и устойчивости, но в то же время делает менее доступной для человека, если вдруг он захочет вскарабкаться на самый верх. Принцип антивандальности тоже взят художником в учёт.

Для информационной завершённости работа снабжена надписью «Череховский район» и изображением герба района – с одной стороны камня-скалы и картой территории с указанием ключевых населённых пунктов – с другой. В задней части скалы выбита именная подпись автора.

Мы вспомнили с художником недавние его работы – разные по сложности, глубине и замыслу: скульптуру поэта Евгения Евтушенко, которая установлена в городе Зима, героев мультфильма Маша и Медведь и весёлых грибов, украшающих территорию базы отдыха «Ангара», водопроводчика у Водоканала, скульптуру на военную тему, «уехавшую» аж на север Иркутской области, в город Киренск. Георгию Викторовичу также поручали реставрировать скульптуру Ленина, которая находилась в Забитуе. Буквально по кусочкам он воссоздавал разрушенную вандалами фигуру вождя революции. И восстановил! Ещё в его творческой коллекции – монумент, посвящённый двум погибшим на Халхин-голе лётчикам – русскому и монгольскому. Она до сих пор ждёт отправки в соседскую республику.

— Деталь – это самое главное в скульптуре, — подчёркивает мастер. – Потому что деталь трудно передать. И чем их больше, тем ценнее работа. Раньше я не придавал большого значения деталям, не доделывал до конца. Теперь я усвоил: детализация – это верх мастерства, и научился доводить работу, как мне кажется, до совершенства. Работая над данной скульптурой, я выжал из себя всё, — признался мастер.

Будем ждать, когда изображение оленя появится на фотографиях в интернете. А оно обязательно появится! Проехать мимо и не остановиться, не сфотографироваться на фоне такого монументального артобъекта, вряд ли кто сможет.

Евгения ДУНАЕВА

Фото автора