Большой артист — для маленьких зрителей

Всё было привычно и в то же время необычно: концертный зал, аудитория, на сцене сияющий чёрной полировкой рояль. Стоп! Да, именно этот большой музыкальный инструмент языком безмолвия пробовал нам «сказать», что сейчас на этой маленькой сцене произойдёт что-то необычайно интересное. Ах да, его крышка. Она была открыта во всю ширь. Рояль готовился к выступлению. Ведь ему надлежало показать всю гамму чувств, которую он способен рождать своим звучанием под руками Маэстро – Геннадия Пыстина.

Заслуженный артист России, солист Новосибирской филармонии, преподаватель консерватории – всё это он, Геннадий Пыстин. Второй раз он приезжает в Свирск с творческим визитом: провести мастер-класс для педагогов Детской музыкальной школы и дать один-единственный сольный урок-концерт для воспитанников «музыкалки». Но зрительный зал с готовностью принял не только профессионально занимающихся музыкой, но и обычных поклонников классических произведений.
И вот маэстро на сцене. Он ещё немного настороже, присматривается, прислушивается к залу: как примет? Несколько фраз-обещаний, что будет много сюрпризов и неожиданностей, и пианист садится за инструмент. Звучит произведение Баха. Завораживающая мелодия расслабляет и словно обволакивает взрослых слушателей. Они откидываются на спинки удобных кресел и получают удовольствие от музыки. Малышня же нетерпеливо ёрзает, но и под строгим преподавательским и родительским взором устремляет взгляд на сцену и замирает. Артист буквально растворяется в музыке: прикрыв глаза, он сначала едва касается клавиш, затем ударяет по ним с силой, и снова – нежно и легко. Руки убраны, а звук ещё плывёт, плывёт в атмосфере зала…


— Роберту Шуману было 19 лет, а Кларе Вик всего 13, когда музыкант её увидел впервые и был очарован. Семь лет ждал, когда она повзрослеет и станет его женой. Сгорая от любви, Шуман посвящал ей свою музыку – мечтательную, вдохновенную, — вещал о чудесной и счастливой истории любви Геннадий Пыстин. «Арабески» — так называлось следующее произведение, им исполненное.
Пальцы пианиста временами словно замирали на клавишах, а порой так пугающе своей внезапностью начинали по ним летать, что вкрадывалось сомнение: музыкант ли играет, а, может, это рояль живёт собственной музыкальной жизнью?
Музыка для детей… Увлекательный диалог с залом произошёл у Маэстро по этой теме. И он был в восторге, когда юные музыканты живо включились в разговор, давая точные ответы на его вопросы, без стеснения выходя на сцену играть вместе с ним. Мы услышали три маленьких вальса для детей, написанных новосибирским композитором Юрием Ащепковым – земляком нашего гостя. Затем прозвучала классика музыки для детей – произведение Дмитрия Шостаковича «Танцы кукол». Один за другим, с коротенькой остановкой, звучали они в зале ДМШ.
А затем настало время для импровизации. Вот где в полной мере проявился преподавательский талант Геннадия Пыстина! Две смелые девчонки Полина и Алина вместе с музыкантом за роялем, и весь зал стал одним большим оркестром. «Зарождение дня» — так называлась мелодия, которая рождалась в те минуты в стенах школы. Здесь слышались голоса деревенской живности — петушиное пение, лай собак и мычание коров, удары церковного колокола, кваканье лягушек на ближайшем болоте. Для детей происходящее было смешным, весёлым, а главное поучительным.
К продолжению эксперимента гость пригласил педагогов школы – Г.С. Адибекян и Е.Г. Киселёву. Как три пары рук умудрились слаженно сыграть одну мелодию на одном инструменте — одному мастеру известно, но знакомая всем мелодия из кинокомедии «Пёс, барбос и необыкновенный кросс» звучала неподражаемо. А ещё у Г. Пыстина есть альбом авторских произведений под названием «Рояль на троих», который он и презентовал всем желающим.
Пригласив мальчика по имени Илья сыграть роль контрабаса, где от него требовалось лишь поочерёдно ударять по двум клавишам, артист исполнил джазовый вариант известной детской песенки «Я играю на гармошке», которую зал узнал и подхватил в хоровое исполнение.
— А сейчас будет «смертельный» номер, — объявил артист. – В роли моего ассистента согласилась побыть Елена Геннадьевна Киселёва.
Номер на двоих получился и вправду почти «смертельный»: по накалу юмора и смеха. Артист настолько вошёл в образ озорника, так дурашливо исполнял свою роль, что все зрители от души хохотали. Да, и совсем не важно, что перед нами солист филармонии и преподаватель консерватории, да ещё и заслуженный артист. На то он и маститый артист, чтобы суметь только ему доступным способом взбудоражить зрителя, разбудить его внутреннего человека, заставить так же искренне смеяться, как и плакать.
А в завершение – цветы и аплодисменты. Всё, как на настоящем большом концерте! А ещё – троекратное детское «Спасибо!», скандированное хором всем залом. Артист уехал, но обещал вернуться. И уже не через три или четыре года, а гораздо раньше. Будем ждать новой встречи.

Евгения ДУНАЕВА
Фото автора