Экосад для дошколят

«Начинать приучать детей к раздельному сбору мусора лучше в дошкольном
возрасте. Малыши – самые исполнительные люди. Усвоив в детстве и становясь старше, им не придётся перестраиваться, как сейчас нам, взрослым, и менять свои привычки – они уже будут у них правильно сформированы», — говорит заведующая детским садом «Радуга» Екатерина Подрезова.
Разговор на данную тему завязался не случайно. «Радуга» официально является
площадкой, где реализуется всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята». Дошкольное учреждение участвует во всех программах, проводимых организаторами проекта, и очередное мероприятие связано с формированием у детей грамотного обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) – это всероссийский конкурс «Лучшая поделка из вторичного сырья» на тему «Наши друзья-эколята – за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов». Кроме того, в Свирске стартует экологический эксперимент, в рамках которого у «Радуги» появились новые разноцветные контейнера. Именно здесь в пробном режиме начнут делить мусор по сортам: пищевые отходы и бумажные, пластиковые, стеклянные
материалы. Чтобы в наглядной и доступной форме донести до дошколят, какие бывают виды мусора, цвета контейнеров для его сбора, порядок транспортировки, переработки и дальнейшего использования, творческая группа педагогов – Ольга Некц, Оксана Филатова, Наталия Тракай и Наталья Плотникова – создали макет «ЭкоСад для дошколят». Элементы макета – здания, мусоровозы, контейнера, деревья и др. – всё выполнено из вторичных материалов. В ход пошли картонные коробки, искусственный коврик «травка», проволока, пластиковые бутылки и коробки из-под порошка, остатки фетра, цветных карандашей и прочее. В ходе занятия с использованием макета ключевые роли отводятся главным героям – эколятам. Фигурки игрушечных человечков — Тихони, Ёлочки, Умницы и Шалуна — расставлены по маршруту и от их лица ведётся рассказ. Как известно, основной вид деятельности дошкольников – это игра. Вот и здесь всю цепочку следования мусора — от контейнера до вторичного применения — ребята проигрывают вместе с воспитателем. Как это будет происходить на деле, Ольга Некц, руководитель проекта, показала на примере занятия с воспитанниками старшей группы.
Надо отметить, детвора продемонстрировала чёткие умения по различению видов мусора, в какие контейнера его класть. Конечно, ещё предстоит усвоить много нового: такое сложное понятие как «мусоровоз» — машина, перевозящая мусор, что такое «региональный оператор» и запомнить его название «РТ-НЕО Иркутск зона – юг» и «комплекс по переработке отходов», что можно сделать из переработанного мусора. Всё это уже проговаривается с детьми в ходе воспитательного процесса.
Что касается практического применения знаний, то для начала ребята вместе с
воспитателями будут учиться делить мусор по сортам в группе. Например, шкурки от
бананов (пищевые отходы) складывать в жёлтый пакет, обрезки цветной бумаги от
поделок – в красный, а стаканчики от йогурта – в зелёный. Далее практика раздельного сбора мусора перейдёт на более высокий уровень – всего детсада, а в последующем у ребят выработается потребность делить мусор и дома. Задача дошкольного учреждения – воспитать такого человека, который будет готов
применять новые умения на практике и к современным запросам общества станет
относиться с пониманием.
Евгения ДУНАЕВА
Фото предоставлено детсадом «Радуга»