Данилов-мастер

Выпуск № 37 (293) от 21.09.2016 г.

%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2-%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80

Странное устройство с самодельным прицепом, доверху нагруженное брёвнами, пыхтя «ползло» в гору. Человека за рулём этой диковинной штуковины из-за груза видно не было. Казалось, что оно двигалось само по себе. Медленно, словно боясь выбиться из последних сил, конструкция преодолела ещё один пригорок и, наконец-то, выбралась на ровную поверхность нашей улицы. Фу! Я выдохнула с облегчением. В тот момент мне показалось, что это не оно, покряхтывая от натуги, везло дрова, а я. Так мне впервые пришлось увидеть изобретение Владимира Данилова в действии.

Потом я целое лето периодически встречала его то по своей улице, то где-нибудь в городе. На самодельном железном помощнике Владимир возил домой доски и брёвна от разобранной двухэтажки по Щорса, желающим доставлял пилёные и колотые дрова, вывозил мусор на свалку. Иногда по настроению «брал на борт» и катал по улице ребятишек. В общем, трудился он на своём самодельном помощнике всё лето, как тот муравей.
Однако, интерес к «странному агрегату» у меня проявился ещё раньше. Однажды зимой мы встретились случайно у колонки: Владимир, погрузив в кузовок фляги, приехал за водой. Слово за слово, мы разговорились о том, как возникла идея для создания такого необычного помощника, где брал запчасти, сколько в нём лошадиных сил и прочих технических тонкостях. Владимир рассказывал с вдохновением.
— Хочу его усовершенствовать немного, двигатель нужен помощнее, а то этот тянет слабовато, — поделился сосед планами. Видя мой интерес к чудо-технике, местный «кулибин» или «моделист-конструктор» (кто как желает) пообещал: как сделает, так расскажет. И вот он в гостях в редакции.
Увлечённость техникой передалась ему от отца-тракториста, который трудился на тяжёлом гусеничном тракторе, грузил лес. Трактор тот был новый.
— Года полтора папа на нём в белой рубашке работал, — вспоминает сын. – Первый-то его трактор был небольшой, а тут просторная кабина, большие стёкла, кондиционер. Вот его я и учился водить. А когда он сломался, то мы вместе с отцом ремонтировали двигатель. Когда отец уезжал на деляну заготавливать лес, то в зимние каникулы брал меня с собой. С тех пор я и увлёкся техникой.
— Интерес к технике – одно, а к изобретательству как пришли? – допытываюсь у Владимира.
— Помните, раньше выходил журнал «Моделист-конструктор»? Я тогда мечтал собрать трёхколёсный мотоцикл. Даже приготовил детали, оставалось только их сварить, но сначала не было сварочного аппарата, а потом я из деревни уехал. Жил, занимался разными делами – помогал строить ледовые городки, научился плитку класть, в общем, всё, что делал своими руками, мне нравилось. Но мечта это другое. Если ты её не осуществляешь, это не мечта, а только слова. И только в Свирске воплотить мечту – собрать самоходное устройство — оказалось возможным, — увлекательно рассказывает Данилов-мастер.
— Имя-то у вашего изобретения есть? – спрашиваю мечтателя.
— «Рута». Это имя взято из «Моделиста-конструктора». Один изобретатель собрал четырёхколёсную двухместную модель с ручным управлением на основе мотороллера и назвал её «Рута». Вот она-то мне и запала в душу ещё тогда, в детстве, когда мне было лет 13-14, — вспоминает «самоделкин». – Хотя моя «Рута» выполнена на основе мотоблока «Угра». Его я купил осенью, с расчётом, что весной буду пахать землю под картошку. А он возьми да сломайся. Чем он мне понравился, что у него есть первичный вал, который позволяет использовать его и как мотоблок, и как трактор. Делай навесное оборудование – и пользуйся. Его-то я к нему и придумал.
— Где запчасти брали? – пытаюсь рассекретить «начинку» «Руты».
— Чего в ней только нет! И запчасти от «Запорожца», и от «Жигули», и от мотоцикла «Муравей». У неё всего 6,5 лошадиных сил, а грузоподъёмность…, — автор изобретения на минуту задумывается. – Ну, вы же сами видели, сколько бревён можно привезти за раз, — усмехается Владимир. И тут я вспоминаю картину, с которой и начинается мой материал.
— Каждый раз, когда необходимо выполнить ту или иную работу по дому, я понимаю, какая это нужная в хозяйстве вещь! – рассуждает собеседник. – И чтобы её собрать, нужно иметь вот здесь, — он стучит указательным пальцем себе по лбу. Этот международный жест понятен любому: особый склад ума, фантазия, в хорошем смысле одержимость, озабоченность идеей.
И каждый раз причиной модернизации становится поломка.
— Сейчас он не на ходу, я его поломал немного, — признаётся собеседник. – Буду модернизировать. У нас, «самоделкиных», не так, как на заводе-изготовителе. Там сначала обдумают, а потом воспроизводят, а у меня наоборот: усовершенствование идёт в ходе эксплуатации.
— Какой была реакция людей, когда в первый раз выехали в город? Продать, обменять не предлагали?
— Честно? Сначала было неудобно. Все вокруг смотрят, мол, такой смешной тарантас, да что он может? Когда с неделю покатался, люди зауважали: молодец! Предлагали и продать, и обменять. Ключ-в-ключ на «Тойоту» 2008 года, «Жигули»-пятёрку 2014 года и за 80 тысяч хотели купить. Не продал. Зато получил два заказа собрать точно такие же штуки, — признаётся Владимир. – Но это будут уже всё равно другие модели. Мне же неинтересно собирать один-в-один, хочется что-то новое попробовать, — рассудительно говорит изобретатель-самоучка. – А ещё у меня мечта: после того, как усовершенствую свою технику, уехать на ней до Улан-Удэ, это 600 с лишним километров, в лес там сгонять, помочь родственникам сена накосить и вернуться обратно. Мне никто не верит, но это моя мечта, а несбывшаяся мечта – это не мечта, — философски изрекает свирский моделист-конструктор.
Так что мечтайте, друзья, и стремитесь к её осуществлению, и тогда она непременно исполнится, как у нашего героя.

Автор: Евгения ДУНАЕВА
ответственный секретарь