С осенним новым стартом!

Музей мышьяка открыл двери для посетителей

10 ноября в городе произошло событие, к которому, если переходить на язык цифр, мы шли 76 недель. А в прошлую пятницу эта работа подошла к концу, к финалу, и в ней была поставлена первая точка из того многоточия, за которым последует очередной этап работы. Так всё же: старт или финиш? Это как посмотреть. Если прямо, то старт. Ведь сам проект «Ликвидация» в мае 2016 года стал победителем в номинации, которая так и называлась «Музейный старт». Но, учитывая, что открытие музея – это всё-таки определённый итог, тогда финиш, но с промежуточным результатом. Вот такая игра слов.

Однако, обратимся к самому событию. Долгожданному и крайне волнительному как для самих создателей музея, так и для его посетителей, а таковых было много: самые почётные – представители Благотворительного фонда В. Потанина, руководители организаций-партнёров, журналисты. Успешным ли получился старт у свирчан, прорыв ли это в музейном деле, стал ли он тем «меняющимся музеем», как было заявлено в конкурсе проектов? На подобные вопросы в ходе первой презентационной экскурсии по музею я и пыталась найти ответ вместе с остальными гостями.
Но вначале была предыстория его зарождения, которую напомнила собравшимся автор проекта «Ликвидация» Р.Ф. Сипатина, она же ведущая и экскурсовод. Затем Рита Фёдоровна предоставила слово И.Э. Лапидус, директору программ Благотворительного фонда В. Потанина. Было сразу видно, что перед нами знаток в сфере музейных технологий. Однако, Ирина Эдуардовна не спешила давать оценки сделанному свирчанами. Она лишь напомнила аудитории, что номинация совсем не случайно называется «Музейный старт» и пожелала, чтобы он был успешным. Поблагодарив команду коллег-музейщиков за титанический труд, Р.Ф. Сипатина пригласила для выступления первого заместителя мэра А.В. Батуеву.
— Тема мышьяка – сложная, — отметила Алёна Валерьевна. – Начиная с его ликвидации, в которой было задействовано много министерств, служб, организаций, и заканчивая самим проектом, призванным в музейных экспозициях закрепить тот большой опыт работы по данной проблеме, полученный всеми нами, сохранить историю завода и людей, а, главное, развеять миф о Свирске, как о городе с источником мышьякового загрязнения – ведь именно так многие годы и думали о Свирске жители иных городов.
Традиционные в таких случаях благодарственные письма исполняющая обязанности мэра вручила И.Э. Лапидус, Н.Г. Абариновой, заместителю министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, А.В. Богданову, доктору технических наук, профессору кафедры обогащения полезных ископаемых и охраны окружающей среды им. С.Б. Леонова ИрНИТУ, С.Г. Ступину, директору Иркутского областного краеведческого музея, И.В. Анбросенко, генеральному директору ООО «Сиб-Транс-Петройл», С.Н. Говорову, генеральному дирктору ООО «ТМ Байкал, В.С. Бекчентаеву, директору ООО УК «ЖилКомСервис», В.П. Быкову, начальнику МУ «Департамент единого заказчика».
Представитель научно-исследовательского Иркутского государственного технического университета Ольга Качор, выступая с ответным словом, передала в дар музею копии наградных документов, которыми были отмечены научные сотрудники и сам университет за разработку проекта ликвидации мышьяка. Это сертификат победителя конкурса «Национальная экологическая премия» (2009 г.) в номинации «Наука для экологии», диплом и медаль международного конкурса «Национальная безопасность» (2011 г.) в номинации «Гарантия качества и безопасности». А сам музей искренне благодарил за сотрудничество автора музейного логотипа Ю.Ю. Зинченко.
— Нашей целью было создание новой интересной экспозиции. Она скрывала много задач, но в первую очередь мы хотели примирить людей с прошлым, потому что в ходе работы видели отношение к создаваемому музею, а оно было неоднозначным: от восторженного, равнодушного и даже негативного, — делилась впечатлениями ведущая. Не скрывала она и того, как с коллегами из Иркутского областного краеведческого музея – Э.А. Муценек, А.В. и Ю.К. Стременецкими в творческих спорах искали рациональное зерно в построении экспозиции, не всегда сходясь во мнении.
— Бывало и так, что решение принималось одно, а когда приезжали, то видели совершенно другое. Рита Фёдоровна — человек со своим видением. Вот почему мне интересно посмотреть, что у нас получилось, — признавалась Э.А. Муценек.
Вручая необычные подарки – цветок под названием гузмания — и дополняя его полезными для работы канцелярскими принадлежностями, гости делали оговорку — «из экологически чистых материалов», что весьма символично. Ведь Год экологии, в который открывается музей, запомнится свирчанам именно этим незаурядным событием.
«Кладезем информации» назвала Рита Фёдоровна одного из немногих живых свидетелей работы АМЗ – Николая Захаровича Малых. Совсем мальчишкой начал он трудиться на мышьяковом заводе. Своими глазами видел, как горела руда, каким ядовитым был воздух, в каких тяжёлых условиях трудились люди. Такими воспоминаниями он и поделился с присутствующими. Об этом же повествует и книга, выпущенная незадолго до открытия музея – «К вопросу об истории Ангарского металлургического завода (АМЗ) в Свирске». По большому счёту, именно в судьбах людей преломляется история самого завода. Сначала это рабочие АМЗ и местные жители одноимённого посёлка – представители XX века, теперь — научные сотрудники, действующие ликвидаторы очага загрязнения, свидетели событий – носители истории XXI века. На них – людях — основана музейная концепция. Эту идеологическую составляющую на протяжении всего периода воплощения задуманного старается донести до горожан Р.Ф. Сипатина.
… Разные чувства одолевали первых посетителей, перешагнувших порог первого музейного зала с условный названием «Ликвидация». Это было заметно по их лицам: сосредоточенным, задумчивым, напряжённым. Внимательно смотрели они видеозаписи, слушали рассказ экскурсовода, комментарии свидетелей событий, происходивших в Свирске в 2011-2014 годах. Словно во времена существования завода попадаешь, перейдя в следующий зал. Здесь фрагмент заводского цеха и всюду детали быта того времени: деревянные двери, окрашенные краской казённого синего цвета и как будто ведущие в прошлое, кабинки для переодевания с фуфайками и резиновыми сапогами, огарки, напоминающие куски руды с Запокровского и Дарасунского месторождений, даже тарелок – то число, какое было в заводской столовой — 30 штук на 280 рабочих, карточки учёта личного состава АМЗ, платье для девочки из мешковины… Много чего. Но всё со смыслом.
А вот уже следующий зал с философским уклоном, где мы видим применение мышьяка с пользой для человека или гибелью для него. И здесь происходит осмысление: а что выберешь ты? Ответ на него можно искать, переместившись в завершающий экспозицию зал. Эта аудитория с зелёным «травяным» ковром может служить площадкой для дискуссий, игровой зоной, маленьким научным центром и даже комнатой психологической разгрузки. Этакая территория смыслов по-свирски, где каждый вкладывает в неё что-то своё.
Итак, старт музею дан. И это уже свершившийся городской исторический факт. Но до финиша ещё нужно пройти определённое расстояние. Музей должен дозреть, ведь одно дело семечку посадить и вырастить, а другое – получить от неё плод. Плод человеческого интереса и внимания, полезного не только для ума, но и для сердца.

Евгения ДУНАЕВА
Фото автора