Изобразительное искусство иркутян – подарок для свирчан

Каждый год празднование Дня города отличается чем-то особым. В году нынешнем Свирск-именинник преподнёс для культурных гурманов свою программу. В первый день праздника в Доме культуры состоялось открытие выставки иркутских художников Юрия Квасова и Ольги Ильиной-Квасовой «Земляки мои – сибиряки». Выставка, состоящая преимущественно из портретов знаменитых людей Иркутской области, впечатляет мастерством и талантом художников и глубиной созданных ими образов, а сами авторы, напротив, удивили меня простотой и открытостью общения.

Представители СМИ, пожалуй, стали первыми, с кем из случайной публики пообщались художники. Десяти минут диалога хватило, чтобы понять, какую любовь к иркутской земле и её жителям вмещают сердца этих мастеров кисти, и которую они оба вкладывают в свои полотна.
— Расскажите немного о себе. Как давно вы занимаетесь живописью? – спрашиваю собеседников.
Ольга Ильина: — С детства. С самого раннего детства. Я всегда, сколько себя помню, рисую. Всё, что видела, то и рисовала.
Юрий Квасов: — Да, то же самое практически. В школе во всех выставках участвовал, стенгазеты готовил…
— С тех пор терпеть не можем стенгазеты и объявления, — шутя, дополняет Ольга.
— Профессионально уже после окончания училища, — продолжает Юрий Николаевич. – Уже практически полвека прошло, как начал. Портрет Александра Вампилова – один из первых солидных портретов, который получился. Это был 1969 год, когда драматург ещё не был известным.
— Мне удалось познакомиться с вашим творчеством. Вижу, что преимущественно это портреты. Но всё-таки, какие темы ещё волнуют вас и находят отражение в работах?
— Юра – чистый портретист, — подмечает Ольга. Сам же он добавляет:
— Я и скульптурой занимался. Лёд, как материал для творчества, я привёз в Иркутск первым.
— Оформлением площадей к праздникам тоже он занимался, — снова дополняет Ольга. – Раньше он был главным художником Кировского района и делал масштабные вещи.
— Конечно, и пейзажи, и натюрморты, но это не основное, — отмечает художник. – Главное – меня всегда интересовал человек.
— А я непостоянная. Всё время в творческом полёте, — смеясь, отвечает художница.
— Но творческий полёт он тоже, наверное, не бесконечен…
— Бесконечен, — уверена она.
— … а если случался творческий кризис, как вы его преодолевали?
— В этой экспозиции есть портрет Александра Муравьёва, он всё время говорил: «Скоро будет хорошо». Когда у актёра случаются неудачи в спектаклях, или у художника кризис, то после падения всегда бывает взлёт.
— Работы каких художников и сами художники вам нравятся?
Ю.К.: — Такого не бывает, чтобы нравился какой-то один. Я восхищаюсь Серовым, Сальвадором Дали, Пикассо. Каких только художников нет, а у каждого находишь что-то своё. Например, Валентин Серов для меня один из самых знаковых художников. Брюллов тоже.


О.И. – Помню, когда мы пошли в Третьяковку, то у картин Брюллова такое испытываешь ощущение, как будто перед тобой работы Леонардо, Рафаэля. Но, хочу отметить, надо смотреть подлинники. Мы были в Стокгольме и смотрели картину «Рука Бога». С какой бы стороны ни подошёл, она воспринимается по-разному. То же самое Ван Гог. «Да я сама такое напишу», — думала я, глядя на его картины в журнале. Но когда смотришь на оригинал, это не передать! У меня любимые художники Валентин Серов и Дмитрий Жилинский – гениальный современный художник, не раскрученный, но всемирно известный.
— Над чем вы работаете сейчас?
— Специально для Свирска я делал Александра Вампилова. Я его знал лично, и это единственный портрет, который был написан при жизни, потому что через три года после этого он погиб. И сейчас я продолжаю эту тему. Богата земля иркутская гениальными людьми, и над их портретами я сейчас работаю. Задумок много. Например, наш современник, который много сделал для Иркутска, Константин Шаврин. Высокий, красивый! Замечательный образ для портрета.
— А какой он умный! И никакой спеси. У меня есть картина «Прощание с Матёрой», и он рассказал, как ездил прощаться с этими местами. Но КАК рассказал! Причём, он не артист, он строитель, но лучше него драматизм той ситуации никто не передал, — добавляет Ольга и тут же делится, что её любимая тема — рисовать Иркутск уходящий.
— Некоторые это называют не бренд, а бред. Но сейчас, посмотрите, многие города России по образцу Иркутска делают подобие 130-го квартала, чтобы воссоздать прошлое. И сейчас многие поняли, что иркутские старые дома – это чудо! Когда я пишу портреты, то обязательно хоть кусочек исторического Иркутска, но на них изображаю.
На этом наше неофициальное общение завершилось, так как подошло время открытия выставки. Представив авторов полотен собравшейся публике, ведущая — педагог художественной школы Любовь Головина передала слово мэру В.С. Орноеву.
— С Юрием Николаевичем и Ольгой Александровной я познакомился в Зиме на празднике, посвящённом Евгению Евтушенко, ещё при жизни поэта. Попал на выставку их картин, увидел глубину, чистоту, притягательность и было невозможно не заболеть искусством. Так было получено согласие на экспозицию выставки картин в Свирске. Мы впервые начали работу в этом направлении, и эта выставка помогла понять, что в Свирске нет картинной галереи. И ей в городе быть! Сегодня мы даём старт этой идее, — объявил Владимир Орноев.
Далее он поблагодарил художников за то, что они приехали в Свирск разделить с нами праздник, отметил, что город умеет чтить своих соотечественников. Городские улицы украшают баннеры с лицами знаменитых иркутян, ныне здравствующих и уже ушедших из жизни. «Почему у нас это получается?» — задал мэр вопрос аудитории и сам же на него ответил: «Потому что наш город – это большая семья, и мы вас тоже в неё принимаем», — обратился к Юрию и Ольге Квасовым глава города, сопроводив слова вручением подарков и традиционного благодарственного адреса.
Гости тоже не остались в долгу и внесли свой вклад в дело создания будущей картинной галереи, передав в дар четыре картины – натюрморт, пейзаж и два портрета. Тёплыми воспоминаниями гостей, связанными со знакомыми из Свирска, их восхищением его сегодняшним обликом, рассказами об истории создания картин был наполнен остаток церемонии открытия выставки.

Евгения ДУНАЕВА
Фото Т. Лебедевой